eng

Что такое ИНКОТЕРМС и как с ним работать?

30 мая 2019
Три латинские буквы и ссылка «ИНКОТЕРМС 2010» (INCOTERMS 2010) то и дело упоминаются в тендерных документах и договорах. И если с DDP и EXW мы уже как-то свыклись и примерно понимаем разницу, то более редкие FCA, CIP или FOB часто ставят в тупик. Да и так ли нужно разбираться в этом ИНКОТЕРМсе, если вы не брокер и не логист?

Эти три буквы и есть так называемый «базис цены» и «базис поставки». За каждым кодом скрываются деньги и риски. Можно ли с уверенностью говорить, сколько стоит оборудование, если не брать в расчет условия ИНКОТЕРМС, указанные в предложении? Давайте проверим.

Почему это важно?

Представим, что перед вами два коммерческих предложения. Технически они совершенно идентичны. И цена оборудования в обоих случаях как будто одинакова. Разница только в трех буквах, которые указаны в преамбуле или в самом конце, в общих условиях поставки.

Предложение A — Цена 20.000 Евро FCA Roma, Italy (INCOTERMS 2010)

Предложение В  — Цена 20.000 Евро DDP Moscow, Russia (INCOTERMS 2010)

На самом деле, одно из них дороже другого на 10-15%. Какое? Разберемся в этой статье.

Зачем вообще нужен ИНКОТЕРМС?

Надо сказать, что международные торговые правила ИНКОТЕРМС (INCOTERMS – International Commercial Terms) – это довольно успешная попытка Международной торговой палаты навести порядок в условиях торговых сделок, а именно создать каталог готовых вариантов для быстрых ссылок. Теперь вместо того, чтобы отдельно оговаривать на тендере или в договоре кто платит за погрузку, доставку, таможенную очисткуТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ., страховку и в какой момент риски переходят с продавца на покупателя, достаточно указать нужные три буквы ИНКОТЕРМСа, и всем участникам будет одинаково понятно, что имеется в виду. Так что, в первую очередь, это очень удобно.

Какие условия сделки зашифрованы в терминах ИНКОТЕРМС?

Каждый термин ИНКОТЕРМС (те самые три буквы) однозначно определяет следующие условия:

  • момент передачи груза покупателю (после чего обязательства продавца по договору считаются выполненными
  • момент перехода рисков от продавца к покупателю;
  • входит ли в цену стоимость экспортной декларацииЭкспортная декларацияДокумент международного уровня, который выполняет функцию подтверждения экспорта какой-либо продукции., погрузки, доставки, страховки и таможенной очисткиТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. в стране покупателя.

 

ИНКОТЕРМС не включает и никак не регулирует:

  • момент перехода права собственности;
  • условия оплаты товара;
  • штрафные санкции и другие меры ответственности за невыполнение обязательств;
  • последствия форс-мажорных обстоятельствахФорс-мажорные обстоятельства (форс-мажор, обстоятельства непреодолимой силы)В гражданском праве: чрезвычайные, непреодолимые, не зависящие от воли и действий участников экономического соглашения обстоятельства, в связи с которыми участники оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства. К форс-мажорным обстоятельствам относят стихийные бедствия, войны, экономические санкции и т.д..

Эти условия все-таки придется включить в договор отдельными пунктами.

О разнице между моментами передачи товара, перехода рисков и перехода права собственности см. раздел «Передача товара, переход рисков и переход права собственности. В чем разница?» в конце статьи.

 

Как читать термины ИНКОТЕРМС?

На самом деле, вчитываться в аббревиатуры, чтобы разгадать, что именно включено в термин, довольно бессмысленно. Лучше свериться со справочником. Но кое-что можно понять уже по первой букве термина.

Термины ИНКОТЕРМС разделены на группы, и код группы – это как раз первая буква термина.

Группа E – аналог российского «самовывоза». Продавец должен только упаковать товар и отдать его покупателю (или перевозчику, нанятому покупателю) на своем складе. Все риски переходят к покупателю в момент передачи груза, организацию и оплату экспортного оформления, доставки и таможенной очисткиТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. покупатель осуществляет самостоятельно.

Группа F – Продавец оформляет экспортные документы и доставляет товар до терминала перевозчика (или отдает на своем складе). Все риски переходят к покупателю в момент передачи груза, организацию и оплату доставки и таможенной очисткиТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. покупатель осуществляет самостоятельно.

Группа С - Продавец оформляет экспортные документы, организует и оплачивает доставку, НО! риски переходят к покупателю в момент отгрузки товара со склада продавца; организацию и оплату таможенной очисткиТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. покупатель осуществляет самостоятельно.

Группа D – полноценная доставка. Продавец оформляет экспортные документы, организует и оплачивает доставку, риски переходят к покупателю в момент получения товара.

 

Как это отражается на стоимости товара?

Термины ИНКОТЕРМС называют не только «базисом поставки», но и «базисом цены». Очевидно, что чем больше услуг по доставке товара оказывает нам продавец, тем выше оказывается цена, которую мы ему платим за товар. Обычно все услуги включаются в цену товара, поэтому сравнивая предложения от разных поставщиков по цене необходимо проверить, что базис цены одинаков для всех предложений. Группа E включает меньше всего услуг, поэтому полная цена товара на этих условиях самая низкая. Группа D включает максимальный набор услуг, что делает полную цену товара самой высокой. Но сравнивать эти цены между собой нельзя. Ведь доставка товара все равно потребуется, и оплачивать ее все равно придется.

 

Можно как-то попроще?

Возможно, эти таблицы помогут легко сориентироваться в терминах ИНКОТЕРМС

 

Таблица 1. Обязательства продавца по условиям ИНКОТЕРМС для всех видов перевозок, кроме морских

RR         риски несет продавец

€€       организует и оплачивает продавец; включено в цену товара

 

EXW

FCA

CPT

CIP

DAT

DAP

DDP

Упаковка на складе продавца

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

Экспортная декларацияЭкспортная декларацияДокумент международного уровня, который выполняет функцию подтверждения экспорта какой-либо продукции.

 

 

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

Погрузка на складе продавца

 

 

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

До терминала перевозчика

 

 

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

До таможни покупателя

 

 

 

 

 

€€

 

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

Страхование перевозки

 

 

 

 

 

 

 

€€

 

 

RR

 

RR

 

Таможенное оформлениеТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RR

 

RR

€€

до завода покупателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RR

€€

RR

€€

 

Таблица 2. Обязательства продавца по условиям ИНКОТЕРМС для морских перевозок

RR         риски на продавце

€€          организует и оплачивает продавец; включено в цену товара

 

FAS

FOB

CFT

CFT

Склад продавца

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

Экспортная декларацияЭкспортная декларацияДокумент международного уровня, который выполняет функцию подтверждения экспорта какой-либо продукции.

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

До судна 

RR

€€

RR

€€

RR

€€

RR

€€

Перевалка и погрузка на судно

 

 

RR

€€

RR

€€

RR

€€

До порта покупателя

 

 

 

 

 

€€

 

€€

Страхование перевозки

 

 

 

 

 

 

 

€€

Таможенное оформлениеТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

До завода покупателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальше мы будем говорить только о терминах Таблицы 1. Но аналогии с морскими терминами легко прослеживаются, и к таким аналогиям все сказанное ниже будет тоже применимо.

 

Как правильно выбрать базис поставки?

В первую очередь, необходимо оценить свои ресурсы и понять, какую часть забот необходимо переложить на продавца.

DDP

Максимальная цена товара

Минимальный контроль

Все риски у продавца

На первый взгляд, самый удобный для покупателя вариант – Delivery Duty Paid. Заключил договор, оплатил аванс и включай обратный отсчет дней до поставки товара на завод. Продавец сам позаботится обо всем, включая таможенные процедуры, разрешения, сертификаты.

К сожалению, здесь есть ограничения. Растаможить груз в РФ, а стало быть, полностью выполнить условия DDP, сможет только юр. лицо, зарегистрированное в РФ. Другими словами, купить товар на этих условиях вы можете только у российского продавца. Если иностранный партнер не имеет представительства в РФ, а подключать посредника только в логистических целях вы не хотите, импорт товара на условиях DDP становится невозможным. Более подробно о DDP см. в разделе «DDP или не DDP?»

 

DAT / DAP

Максимальная цена товара

Минимальный контроль

Все риски у продавца

Если импорт товаров для вашей компании – привычный процесс, и вы предпочитаете возложить на продавца максимум ответственности и рисков и работать с полной ценой оборудования, а не собирать ее из нескольких контрактов, оптимальным вариантом будут условия DAT/DAP. В случае DAT (Delivered At Terminal) продавец оплатит доставку и будет отвечать за груз до таможенного терминала в РФ. В случае DAP (Delivered At Place) – до вашего склада, т.е. после того, как вы закончите таможенную очисткуТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ., перевозчик доставит груз на ваш завод за счет продавца. Передача товара покупателю и переход рисков происходят одновременно на складе покупателя или на таможенном терминале, в зависимости от условий.

 

EXW / FCA

Минимальная цена товара

Максимальный контроль

Все риски у покупателя

Если у вас есть ресурсы для самостоятельной организации доставки и таможенной очисткиТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. груза, можно сэкономить, приобретая товар у продавца по минимальной цене на условиях EXW/FCA, тщательно проведя выбор перевозчика и заранее подготовив базу для таможенного оформленияТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ.. При этом максимум контроля над процессом доставки будет у вас в руках. На условиях EXW (Ex-Works) продавец отдаст перевозчику груз у себя на складе. На условиях FCA (Free Carrier) продавец должен будет также оформить экспортные документы и довезти груз до терминала перевозчика в своем регионе. Передача товара покупателю и переход рисков происходят одновременно в момент отгрузки товара перевозчику.

 

CPT/CIF

Средняя цена

Минимальный контроль

Риски распределены

Если вам не удалось склонить продавца к наиболее удобному для вас из вариантов выше, предлагайте CPT/CIF. Это, что называется «ни вашим, ни нашим». На условиях CPT (carriage paid to…) продавец за свой счет организует доставку, но не будет отвечать за груз с момента передачи перевозчику. На условиях CIP (carriage and insurance paid to…) он застрахует груз в вашу пользу, но по-прежнему не будет за него отвечать. Объективно говоря, управлять такой поставкой вы не сможете. Момент передачи товара – передача покупателю на таможенном терминале в РФ, момент перехода рисков – отгрузка со склада продавца.

 

Дьявол кроется в деталях.

Однако во всех случаях необходимо учитывать нюансы, которые, конечно, есть, и о которых речь пойдет ниже. Все было бы очень просто, если бы не было так непросто.

 

DDP или не DDP?

Первое и главное, что нужно помнить: согласно российским правилам Таможенное оформлениеТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. груза в РФ может производить либо продавец, либо покупатель, при условии, что он является резидентом РФ. Другими словами, условия DDP (Delivery Duty Paid) на самом деле реально может выполнить только компания-продавец с регистрацией в РФ.

Так что, если иностранный производитель предлагает вам сделку на условиях DDP Россия, обязательно поинтересуйтесь, какая компания и на каких основаниях будет растамаживать этот груз в России. Если такой компании нет, принимать условие DDP не следует, оно не будет выполнено, более того, создаст вам проблемы, когда груз приедет в Россию.

Впрочем, возможно, производитель предложит вам вполне рабочую схему. Это может быть зарегистрированное в РФ отделение производителя со статусом российского юр. лица или другой российский партнер. Имейте в виду, что в этом случае договор поставки вам нужно будет заключать с этой российской компанией, потому что для права таможенного оформленияТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. она должна выступать покупателем во внешнеторговой сделке (то есть купить товар у производителя), а уже после очистки перепродать товар вам. Все гарантийные претензии по этой сделке вам тоже придется адресовать этому посреднику, как стороне договора, и здесь возникает вопрос, будет ли схема работать в обратную сторону так же слаженно.

Второй вариант получить DDP – с самого начала вести переговоры с представителем производителя в РФ - компанией, которая в состоянии не только взять на себя все логистические хлопоты, но и представлять производителя во всех отношениях. Плюс такого подхода в том, что ваш поставщик по договору в этом случае будет не просто логистическим звеном, привлеченным ради операций по оформлению импорта, но и полноценным продавцом оборудования с полной ответственностью и прямыми гарантиями.

 

EXW нужно расширить

В условии EXW тоже есть один малозаметный, но неприятный нюанс для покупателя из другой страны - погрузка оборудования на складе продавца. По умолчанию погрузка не включена в условия EXW, о чем часто забывается в пылу подписания контракта. И вот водитель трака приезжает забирать груз, ему указывают на солидных размеров ящик с оборудованием, предлагают подписать документы о передаче груза и оставляют водителя наедине с неподъемной задачей. Скорее всего, он уедет обратно, вы заплатите за «ложный вызов» и начнете ломать голову, где взять погрузочную технику и людей в далекой чужой стране, чтобы решить вопрос.

На самом деле, все решается. Поскольку ИНКОТЕРМС только рекомендует толковать термины определенным образом, можно договориться с продавцом, что он возьмет на себя погрузку. Возможно, он добавит каких-то небольших денег к цене оборудования (чаще нет), но это точно окажется дешевле и проще, чем организовывать выездные услуги специальной организации.

Не забудьте зафиксировать это в договоре!

«базис поставки / базис цены: EXW Город N (ИНКОТЕРМС 2010)» и отдельным пунктом «Продавец своими силами и за свой счет организует погрузку Товара на транспортное средство, предоставленное Покупателем. Стоимость услуг по погрузке включена в цену Товара.»

 

CPT и CIP. В чем подвох?

Термины группы С – некий компромисс между группами E/F, где вся головная боль и расходы у покупателя, и группой D, где как в турецком отеле «все включено», только плати. Как любой компромисс он позволяет максимально сблизить позиции, но все-таки не получить желаемого на 100%.

Группа С – это единственная группа условий, в которых передача товара покупателю и переход рисков за повреждение/утрату товара происходят не одновременно.

В отличие от условий E/F, здесь продавец берет на себя организацию и оплату доставки до таможенного терминала в РФ. Это плюс, так как можно не заниматься поиском перевозчика и координацией взаимодействия продавца и перевозчика.

Но есть и минус. В отличие от условий группы D, продавец передает вам риски повреждения и утраты груза в момент отгрузки товара перевозчику. Иными словами, если груз пропадет или повредится по пути, разбираться вам придется напрямую с перевозчиком, без участия продавца. Продавец будет вправе требовать оплаты товара, так как все свои обязательства по контракту с его стороны будут считаться выполненными.

Частично этот вопрос снимается страхованием. По условиям CIP эту страховку оформит продавец и включит стоимость в цену товара. По условиям CPT страхование остается на ваше усмотрение, но, конечно, очень рекомендуется. Если страховку оформляет продавец, не забудьте потребовать у него полис. Он понадобится вам не только при наступлении страхового случая, полис обязательно спросят в таможне при оформлении импорта.

 

CPT, CIP, DAP, DAT Сопроводительные документы

Еще один момент, который следует держать под контролем, если вы договорились об условиях группы С или D. Не забывайте, что требования к документам в Европе и на российской таможне значительно различаются. На таможне все гораздо строже. И если в случае с условиями группы E/F этот вопрос полностью под вашим контролем – вы можете не подавать транспорт для отгрузки, пока не согласуете с продавцом полный и правильный пакет документов – то на условиях группы С/D продавцу ничто не мешает отгрузить товар, оформив документы по своему усмотрению. А исправлять ошибки вы будете уже на российской таможне.

Чтобы этого избежать рекомендуется, во-первых, продавца строго предупредить (и желательно, не однажды), что отгрузка без вашего разрешения может привести к тому, что груз скоро вернется к нему обратно после фиаско на российской таможне. Во-вторых, условия оплаты «по уведомлению о готовности к отгрузке» и отгрузка после оплаты дадут вам дополнительный рычаг для управления действиями продавца. Предупредите его, что оплата пройдет не раньше, чем вы подтвердите, что к отгрузке готов не только товар, но и документы. И, разумеется, проверять документы должен брокер или сотрудник собственной таможенной службы вашей компании.

 

ИНКОТЕРМС - это обязательно?

Не обязательно. ИНКОТЕРМС – это рекомендованная норма, которую еще называют «обычаем делового оборота». Одновременно с ней существуют разные национальные правила со своими обозначениями, и никто не ограничивает участников сделки в выборе.

Единственное, о чем нужно помнить – при указании термина обязательно указывать ссылку на соответствующий свод правил и его редакцию. Например: DAP St.Petersburg (INCOTERMS 2010).

При этом именно ИНКОТЕРМС является самой распространенной нормой в мировом торговом сообществе, предельно простой и понятной, поэтому если есть возможность выбора, все-таки лучше остановиться на ИНКОТЕРМС.

 

ИНКОТЕРМС только для международных сделок?

Исторически ИНКОТЕРМС был разработан именно для международных торговых отношений, но это было в 1936 году. С тех пор многое изменилось в торговом сообществе, исчезли таможенные границы внутри Евросоюза, например. Однако правила оказались очень удобными и продолжают активно использоваться в любых типах сделок. Во всяком случае, можно утверждать, что использование терминов ИНКОТЕРМС для сделок внутри одного таможенного пространства не возбраняется. Просто в этом случае условие о таможенной очисткеТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. считается неприменимым.

 

Какая редакция ИНКОТЕРМС действует сейчас?

Последняя на сегодняшний день редакция ИНКОТЕРМС вышла в 2010 году под очевидным названием «INCOTERMS 2010». С этого момента принято использовать именно ее, однако, это тоже не догма, а лишь обычай делового оборота. Все предыдущие редакции, а их с 1936 года вышло семь, тоже могут быть использованы участниками сделки, если им так удобнее.

Нужно только помнить, что между редакциями есть некоторые различия, поэтому важно ссылаться на год редакции каждый раз, когда упоминаете термин ИНКОТЕРМС. Это поможет избежать споров в толковании условий при реализации сделки.

 

Как правильно указать условие ИНКОТЕРМС в договоре?

Обычно после трех заветных букв указывают только город и страну нахождения объекта, однако, можно написать и полный адрес, чтобы исключить любые недопонимания. Особенно, если продавец не производит впечатления специалиста в области международной торговли.

Далее обязательно указываем ссылку на ИНКОТЕРМС и год редакции, которой пользуемся.

Общее правило:

  • для группы E/F указывается адрес места погрузки,
  • для группы C/D – адрес места доставки.


В приведенном примере:

Продавец находится в городе Monza, Италия

Терминал перевозчика - в городе Milano, Италия

Таможенный терминал в РФ - в городе Санкт-Петербург, РФ

Покупатель - в городе Великий Новгород, РФ

Формула

В договоре

EXW Склад продавца

EXW Monza, Italy (INCOTERMS 2010)

FCA Терминал перевозчика

(или склад продавца)

FCA Milano, Italy (INCOTERMS 2010)

CPT Таможенный терминал в РФ

CPT St.Petersburg, Russia (INCOTERMS 2010)

CIP Таможенный терминал в РФ

CIP St.Petersburg, Russia (INCOTERMS 2010)

DAT Таможенный терминал в РФ

DAT St.Petersburg, Russia (INCOTERMS 2010)

DAP Склад покупателя

DAP Veliky Novgorod, Russia (INCOTERMS 2010)

DDP Склад покупателя

DDP Veliky Novgorod, Russia (INCOTERMS 2010)

 

Заключение:

Возвращаясь к началу статьи и вооружившись ее материалом, давайте посмотрим на задачу новыми глазами и определим, какое из двух предложений на самом деле дешевле.

За цену FCA продавец довезет товар до терминала перевозчика в Риме.

За цену DDP продавец оплатит доставку до нашего склада в Москве, а также таможенные пошлины и сопутствующие сборы.

Т.е. разницу составляет цена перевозки от Рима до Москвы и стоимость таможенного оформленияТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ..

Чтобы сравнить цены, выровняем условия двух предложений:

1) сколько будет стоить оборудование на нашем складе в обоих случаях? Для этого оценим стоимость перевозки, пусть это будет 1.500 Евро, и прибавим ее к цене Предложения A. В цену Предложения В эта перевозка уже включена;

2) во что нам обойдется Таможенное оформлениеТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. в случае А? Таможенная пошлина составит 0% -15% в зависимости от категории оборудования. Возьмем 5% и для простоты расчета будем считать, что эта сумма включает все затраты на таможенном терминале (на самом деле, конечно, нет):
 

Предложение A 

20.000 Евро FCA Roma, Italy (INCOTERMS 2010)

+ перевозка  1.500 Евро

+ Таможенное оформлениеТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. 1.000 Евро

Цена на нашем складе в Москве : 22.500 Евро

 

Предложение В  

20.000 Евро DDP Moscow, Russia (INCOTERMS 2010)

Перевозка включена

Таможенное оформлениеТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ. включено

Цена на нашем складе в Москве: 20.000 Евро

 

Мы пренебрегаем в расчете оценкой рисков ради наглядности решения, но в общем случае, конечно, это тоже фактор цены. Стоимость рисков можно оценить, например, через цену страховки груза, которую в случае FCA тоже нужно прибавить к финальной стоимости, чтобы выровнять предложения по уровню рисков.

Собственно, из примера хорошо видно, что три загадочных буквы ИНКОТЕРМСА могут скрывать дополнительные расходы и хлопоты, о которых невнимательный покупатель узнает уже после подписания договора (в нашем случае это 12,5% «непредвиденных расходов»).

Для внимательного же покупателя эти буквы помогут правильно оценить и сравнить тендерные предложения и выбрать действительно наиболее выгодное (тогда 12,5% окажутся приятной экономией, которую можно смело заявить, как результат грамотного анализа рынка).

Будьте внимательны и делайте ваш выбор правильно!

 

**Дополнительные материалы:

Передача товара, переход рисков и переход права собственности. В чем разница?

Чаще всего все эти три события происходят одновременно, и, кажется, что различать их нет большой нужды. Однако, это разные процессы, и о каждом надо отдельно подумать при заключении договора поставки.

Передача товара продавцом покупателю – момент, когда обязательства продавца по поставке считаются выполненными, а у покупателя возникает обязательство платить. В зависимости от условий поставки передачей товара покупателю могут считаться как физическая передача покупателю в его стране, так и отгрузка перевозчику в стране продавца. Важно, что момент передачи товара не всегда совпадает с моментом перехода права собственности, особенно в международных сделках.

Переход рисков случайного повреждения или случайной гибели товара. Кто должен будет нести расходы на восстановление или восполнение груза, если с ним что-то случится в пути? В большинстве случаев переход рисков происходит в момент передачи товара покупателю, но есть и исключения (см.группу С).

Переход права собственности – это момент, когда право владения товаром переходит от продавца к покупателю, т.е. покупатель приобретает право ставить товар на свой бухгалтерский учет и распоряжаться им по своему усмотрению. Продать или сдать в аренду товар, право собственности на который вам не еще принадлежит, вы не можете.

Парадокс состоит в том, что в нашей российской действительности фактическая передача товара от иностранного продавца к российскому покупателю не означает полноценного перехода права собственности. Что бы вы ни указали в договоре купли-продажи, если товар импортирован в РФ, вступить в права владения и распоряжаться им вы сможете не раньше, чем таможенный орган поставит на таможенной декларации отметку о выпуске товара в свободное обращение (иначе говоря, таможенной очисткеТаможенное оформлениеВыполнение предусмотренных законом формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров (импорт/экспорт). Включает в себя пять этапов документального контроля: регистрация, документальный контроль, валютный контроль, уплата пошлин и налогов, линия таможенного контроля (ЛТК). Результатом является выпуск товара в свободное обращение на территории РФ.).

Ваш иностранный продавец, скорее всего, об этом не знает, поэтому придется включить в договор статью «Переход права собственности» и четко описать именно этот порядок:

«Право собственности на товар переходит от продавца в момент выпуска товара в свободное обращение на территории Российской Федерации».

Если вы забыли добавить такую статью в договор, вас могут ожидать неприятные открытия. Дело в том, что в этом случае момент переход права собственности регулируется правом (законодательством), которое указано в договоре. И тут есть существенные различия с нашими представлениями. Например, итальянское и французское право считают моментом перехода права собственности на индивидуально определенные вещи (скажем, на оборудование, изготавливаемое под заказ) в момент заключения договора купли-продажи. То есть, подписав договор купли-продажи вы становитесь владельцем еще не произведенного оборудования.

 

Автор статьи: В.Васючкова, Менеджер по проектам

 

Мы с уважением относимся к авторским правам и конфиденциальной информации, поэтому возможность скачивания материалов с сайта по умолчанию ограничена.

Сообщите нам, какой контент и для какой цели вам требуется, и мы поможем вам собрать данные без нарушения чьих-либо прав.

Отправить запрос